Freelancer UA (Training Centre)™

Каталог статей

Главная » Статьи » Человеческие ресурcы » Личностный рост

Справка о личностном росте
Словарь практического психолога. сост. С.Ю.Головин
Личность: развитие
Процесс формирования личности, как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (лицом), - определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и и реальными возможностями их удовлетворения.
В общем виде развитие личности можно представить, как процесс вхождения человека в новую среду и интеграции в ней как результат этого процесса.
3 фазы личностного становления:
1) адаптация - усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности
2) индивидуализация - порождается обостряющимся противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;
3) интеграция - детерминируется противоречием между стремлением быть, идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе.

Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответсвующие личностные новообразования, в результате складывается устойчива структура личности. Тип развития личности определяется типом группы, куда она интегрирована.
Я обнаружил, что ... понятие самоактуализации
оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.
Чаще всего употребление этого понятия больше
говорило мне о человеке, который им пользуется,
чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

А.Маслоу
В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова "самореализация личности", "самоактуализация", "личностный рост" и т.п. Однако, полноценного содержательного наполнения эти "новые формулы" пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые "одежки" (вместо, например, устаревших "всестороннее развитие личности", "формирование нового человека" и т.п.). В последнем случае с неизбежностью получаются своеобразные "кентавры", так как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-педагогическую теоретическую "почву" заведомо обречены как минимум на несоответствие (а чаще именно "почва" решает дело, и ростки нового просто не приживаются). Поэтому важно понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенныйподход к человеку и его развитию.
В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна – ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.
Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы – неравные): "доверяющих" человеческой природе (т.е. гуманистически ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:
a.    в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная – асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";
b.    в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.
В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это "лучше" понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет – ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная – ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).
К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.
Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.
Достаточно распространена позиция (бихевиоризм
и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, человек изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.
Классический фрейдизм во взгляде на природу человеку пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная. Более того, сам человек с этим справиться не может, и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует.

=ЛИЧНОСТЬ=
В самом общем виде личность – это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность – это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:
Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий – прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, "главная движущая сила жизни" и развития человека – стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом "тенденцией к актуализации". И потому для личности исходные, определяющие отношения – именно с внутренним миром, с самим собой.

Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то "тенденция к актуализации" действует в полную силу и обеспечивает движение человека – несмотря на возможные ошибки и трудности – к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: "это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно" (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

Отношения личности с внешним миром – особенно с миром других людей – куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, – человек, как утверждает К. Роджерс, "неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях" (П.Тиллих, К.Роджерс, 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности – "Я" – имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего – значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

=ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ=

Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) – это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой-либо деятельности, и уж тем более – "общественно-полезной"; не формирование устойчивой "системы ценностных ориентации"; не "присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование "активной жизненной позиции"; не развитие "способности созидать новые формы общественной жизни"; не освоение "образа идеального взрослого".

Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности "от себя" и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии "треугольника развития" – по линии взаимодействия "внешний мир – личность".
Главный психологический смысл ЛР – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути (который выходит за рамки деятельности компании, и часто не имеет общих оснований с ней), самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами "треугольника развития" не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по "лестнице возрастов"; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем "основном законе личностного роста", который, опираясь на известную формулу К.Роджерса "если – то" (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.
При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:
* Данный перечень критериев – это моя экспликация из тех работ К.Роджерса, в которых обобщается реальный практический опыт психологов и психотерапевтов.
ИНТРАПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:
Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору" (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного "Я" (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что "цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание" (Роджерс К., 1994, с. 242).
Открытость внутреннему опыту переживаний. "Опыт переживаний" – одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса ("потока") субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".
Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального – вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, "не-алиби-в-бытии"). Это также означает "внутренний локус оценивания" – ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление ЛР – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно – целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала "младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся" (П.Тиллих, К.Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, "Я"-реальным и "Я"-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно "быть в процессе" – "скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель" (Роджерс К., 1994, с. 221).

=ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:=

Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с "основополагающим доверием к человеческой природе" и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий ЛР – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и "жить с другими в максимально возможной гармонии": (The Carl Rogers..., 1989, p. 251);

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного момента" (Ibid.) и "умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности" (Роджерс К., 1994,1 с. 81).
Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, – более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно – ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ...

*Указатель литературы*

1.    Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
2.    Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. №2.
3.    Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Моск. пснхотерапевтич. журн. 1993. №3.
4.    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
5.    Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
6.    Rogers С. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client-centered framework // Psychology: A Study of a Science. 1959. Vol.3.
7.    The Carl Rogers reader / Ed by H.Kirschenbaum, V.Henderson. Boston, 1989.
Олпорт  (бихевиоризм )рассматривал личностный рост как активный процесс становления, в котором индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни.

=Понятие личностного роста в тренинговой практике=

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имет свои особенности.
Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Все эти теории и взгляды имеют полное право на существование, важно только то, что применительно к тренинговой практике такое видение личностного роста мало адекватно. Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

=Личностный рост и здоровье=
Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста. Однако в тех случаях, когда психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, она на эту цель работает также. Субъективные ярлычки работы в психотерапевтическом формате: «душевная боль», «ощущение несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться».
Субъективные ярлычки работы в формате личностного роста: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес».
Личностный рост и личностное развитие
Если исходить из того, что рост, в отличие от развития, происходит сам, изнутри, то вошедшее в классику понятие «тренинги личностного роста» есть мина и западня. Тренинги обычно рекламируют себя как то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении».
На тренингах можно стимулировать личностный рост, но скорость всегда будет задаваться внутренними возможностями личностями, а не усилиями тренера. Если мы посадили огурец, мы можем поливать росток и подкармливать почву, но тянуть росток вверх — бессмысленно, и волшебной палочки, чтобы росток огурца вырастал за день — не создано. Ни в отношении огурцов, ни в отношении человека.
Описывая существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития. Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие.

=Тренинги конкретных навыков и тренинги личностного роста=

Тренинг, развивающий узкие, конкретные навыки (печатание на клавиатуре вслепую, вождение машины, правильную раскладку товаров), является обычным навыковым тренингом, но не тренингом личностного роста. Если же на тренинге человека учат «включать голову» и принимать собственные решения, вырабатывают навык позитивного отношения к жизни и конструктивного решения проблем, развивают навык ответственности и дисциплины, это уже не обычный навыковый тренинг, а тренинг личностного роста. Данные универсальные навыки меняют личностный потенциал человека, открывают ему богатую жизненную перспективу.

То же касается тренингов, передающих знания, работающих с состояниями и убеждениями. Если тренинг решает только конкретные, ситуативные задачи, не развивает личностный потенциал— данный тренинг не является тренингов личностного роста. Если же тренинг дает человеку уверенность, веру в себя, надолго создает состояние вдохновения и энтузиазма, снимает негативные и ограничивающие убеждения, учит сотрудничеству— это личностный рост.
Тренинги личностного роста развивают личностный потенциал, дают знания и вырабатывают навыки универсального действия, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.
Категория: Личностный рост | Добавил: Trainer (02.11.2010)
Просмотров: 2293 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1 alina • 12:58, 03.11.2012
Вебинар" формула победы" от мирового лидера Радислава Гандапаса -http://shop.finance1.ru/aff/free/915/terrasan/ и вебинар "Основы лидерства" с Радиславом Гандапасом-http://shop.finance1.ru/aff/free/916/terrasan/
avatar

ПОИСК ПО САЙТУ

ЧАСЫ-СИГНАЛ

Оцените мой сайт

Всего ответов: 63
Yevgen Tkachenko

Создайте свою визитку  

БУДЕМ РАДЫ ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ!
+38.063.234.00.59

E-mail: FreelancerCentre@gmail.com